СКА – музыкальное направление, появившееся на острове Ямайка в конце 1950-х годов. Соединив менто, ритм энд блюз, джаза и буги вуги, ямайские музыканты получили новое направление - прото-ска (ска-буги). В дальнейшем, благодаря усилиям Кокссона Додда, Принса Бастера, Дюка Рейда и некоторых других ямайских музыкантов, рождается музыкальный стиль СКА.
Отличием музыки СКА от других направлений является раскачивающийся ритм 2/4. Среди инструментов используется гитара, барабаны, контрабас или бас-гитара, труба, тромбон и саксофон. Гитара играет на чётные удары барабанов, бас гитара или контрабас подчёркиваю нечётные удары барабанов, мелодия исполняется духовыми инструментами.
По мере распространения, СКА трансформировалось в целую субкультуру, со своими взглядами на мир.
Стили музыки СКА
Помимо классического ска существует ещё два наиболее популярных стиля, это ска-панк, и ска-джаз. Ска-панк – музыкальный стиль, вобравший в себя элементы панк-рока и ска. Для стиля характерно добавление к традиционной панк музыке духовых инструментов или эксцентричных ударных из классического ска.
Родиной ска-панка является США. Там в конце 80-х появился этот стиль. Одной из первых групп, игравших в этом стиле является Operation Ivy. Начиная с 1990 года, ска-панк становится более популярным, появляются новые группы, среди которых наиболее известной группой является Five Iron Frenzy.
Изначально представители данного направления исполняли в основном политизированные тексты, высказывая тем самым протест обществу. Но в последствии данное явление пошло на спад и многие группы стали исполнять тексты с различной тематикой. Ска-джаз – музыкальный стиль, появившийся на стыке джазовой музыки и классического ска. Основным отличием ска-джазовых групп от джазовых является количество музыкантов. В ска-джазе задействовано меньше музыкантов.
Музыка в стиле ска-джаз обычно исполняется без вокала. Большой редкостью является исполнение ска-джаза с участием вокалиста.
Ска стиль
В первой половине 60-х годов когда музыкальный стиль ска начал становиться популярным его слушала рабочая молодежь острова Ямайки. Поэтому внешний вид поклонников этой музыки постепенно стал ассоциироваться и с самой музыкой, которую играли на танцплощадках. Шляпы с узкими полями, мотороллеры, мохеровый костюм, легкие кожаные туфли типа мокасин и черно-белые цвета.
Рисунок в клетку, который часто используется при оформлении дисков и в различных элементах одежды, так же является неотъемлемой частью стиля ска. Этот рисунок появился во время зарождения музыки ска. Когда первые группы стали записывать свои пластинки и на этикетках и оформлении к ним стали использовать эту клетку.
Теперь черно-белая клетка, шляпы с узкими полями стала частью стиля ска, который не ассоциирует себя с субкультурой. Эти элементы очень часто используются в оформлении концертов, дисков и пластинок с музыкой ска.
Ска одежда
Сама музыка в стиле ска не навязывает никому определенный внешний вид, но так уж изначально повелось что зародившаяся на Ямайке музыка стала ассоциироваться с определенным внешним видом тех людей, которые стояли у истоков.
Распространенный рисунок в одежде ска это черно-белая клетка. Она чаще всего используется в элементах одежды и аксессуарах у поклонников этого стиля. Различные ремни, сумки, кеды, заколки и шарфы, повязки и значки с этим черно-белым рисунком часто используются в наше время. Молодежь полюбила эту незатейливую клетку. И мало кто знает что этот рисунок изначально стали использовать при оформлении дисков и пластинок и символизирует он расовое равноправие за которое боролись музыканты и поклонники стиля ска в 60-70-х годах прошлого века.
Так же в одежде поклонники ска часто использовали шляпы с узкими полями, загнутыми вверх и костюмы. В 60-х годах группы ска носили кожаные мокасины, но в наше время чаще всего используются кеды в черно-белую клетку.
Ска музыка так же как и поклонники этого стиля не относят себя ни к какой субкультуре, музыку ска слушали и слушают по сей день скинхеды, растаманы, моды, панки и футбольные фанаты.