Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (16 декабря 1915, Фатеж — 6 января 1998, Москва) — русский советский композитор и пианист, неоромантик.

Ученик Дмитрия Шостаковича. Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Два ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).

Биография
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года. Семья переехала в Курск, когда Георгию было 9 лет. Там Георгий Свиридов, учась в начальной школе, учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что он был принят в местный ансамбль народных инструментов. Он окончил музыкальную школу в 1929 году, и, по совету своего учителя, М. Крутинского, переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался на фортепиано в Ленинградском училище, которое он закончил в 1936 году. С 1936 по 1941, он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.

Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

1950 году поселился в Москве[1].

В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»[2].

В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался[3]. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище[4][5].

Музыка
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Пока музыка Свиридова оставалась малоузнаваема на Западе, в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, лирические мелодии и народный характер.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.

Память о Свиридове
23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться»[6][7].

Сочинения

7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
6 романсов на слова А.Пушкина (1935)
7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
Камерная симфония для струнных (1940)
3 романса на стихи А.Блока (1941)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Соната для фортепиано (1944)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)
Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)
Романс для голоса и фортепиано «Мой отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
«Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961—69)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
«Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
«Маленький триптих» (1966)
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
«Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
Гимны Родины для хора (1978)
25 хоралов для баса и фортепиано (1939—1979)
«Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А.Блока (1972—1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980—1981)
«Петербург», вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)[8]