Дми́трий Бори́сович Кабале́вский (17 (30) декабря 1904, Санкт-Петербург — 14 февраля 1987, Москва) — советский композитор, педагог, общественный деятель, лауреат Сталинской премии (1945), народный артист СССР (1963), кавалер ордена Ленина доктор искуствоведения (1965), действительный член Академии педагогических наук СССР (1971)[1]
Биография
Отец - Кабалевский Борис Клавдиевич, математик.
Мать - Кабалевская (урожд. Новицкая) Надежда Александровна.
Дед - Кабалевский Клавдий Егорович (1844 - 1915), военный инженер.
Ученик Н. Я. Мясковского (композиция) и А. Б. Гольденвейзера (фортепьяно). Профессор с 1939. Орден «Знак Почёта» (1940). Лауреат Ленинской премии (1972). Герой Социалистического труда (1974).
Основные даты
В 1932—1980 преподавал в Московской консерватории.
1939 — профессор Московской консерватории.
1952 — секретарь правления Союза Композиторов СССР.
1959 — почётный профессор консерватории в Мехико.
1961 — член Совета директоров, вице-президент ИСМЕ — Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО.
1962 — председатель комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества.
1963 — народный артист СССР.
1965 — доктор искусствоведения.
1970 — член-корреспондент Академии искусств в ГДР.
1972 — президент Советской секции ИСМЕ — Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО.
1971 — Действительный член Академии педагогических наук СССР.
1974 — Герой Социалистического Труда.
1983 — основатель и главный редактор журнала «Музыка в школе».
Ученики
М. П. Зив[2]
А. И. Пирумов
Э. Б. Абдуллин (педагог)
Творчество
В основе большинства произведения Кабалевского — социально значимая тематика. Музыке Кабалевского, связанной с гуманистическими традициями русской и мировой музыкальной культуры, свойственны оптимизм, пафос жизнеутверждения. Кабалевский внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества (тема юности — одна из центральных в его творчестве).
Сочинения
Оперы
Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, Ленинградский Малый театр оперы и балета, одновременно в театре «Эстония», Таллин),
В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр),
Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова),
Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, 1955, Большой театр),
Сестры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета);
Балеты
Золотые колосья (1940, не окончен);
Оперетта
Весна поёт (1957, Московский театр оперетты);
Для симфонического оркестра и хора
Поэма борьбы (1930),
Родина великая (кантата, слова разных поэтов, 1942),
Народные мстители (сюита, 1942),
Песня утра, весны и мира (кантата, 1958),
Ленинцы (кантата, 1959),
Реквием (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962),
О родной земле (кантата, 1965);
Для оркестра
4 симфонии (cis-moll — 1932, c-moll — 1934, b-moll — Реквием памяти Ленина для оркестра и хора — 1933, c-moll — 1956);
Сюиты
из оперы Копа Брюньон (1941),
Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946),
Ромео и Джульетта (музыкальные зарисовки, 1956);
симфоническая поэма Весна (1960),
Патетическая увертюра (1960);
для фортепиано с оркестра
4 концерта (1929, 1936, 1952, 1975),
рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964),
концерт для скрипки с оркестром (1948);
для виолончели с оркестром
2 концерта (1949, 1964);
камерно-инструментальные произведения- 2 струнных квартета (1928, 1945);
для фортепиано (всего около 150)- в том числе 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.;
для скрипки и фортепиано- Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скрипки и фортепиано (1965);
для виолончели и фортепиано- соната;
для голоса с фортепиано- 10 сонетов Шекспира (1955, перевод С. Я. Маршака), романсы на слова Р. Гамзатова и др.;
Песни
7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака), Наш край (слова А. Пришельца), Пионерское звено (слова О. И. Высоцкой), Про вожатую (слова О. И. Высоцкой), Школьные годы (слова Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (слова В. И. Викторова), Часовые стоят (слова В. Шляхова), Не только мальчишки (слова В. И. Викторова), Счастье (слова О. И. Высоцкой), Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.;
Музыка к драматическим спектаклям
«Земля и небо» Бр. Тур (1932, МХАТ 2-й),
«Мстислав Удалой» Прута (1932, Центральный театр Красной Армии, Москва),
«Шутники» Островского (1933, там же),
«Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же),
«Дорога цветов» Катаева (1934, Театр им. Вахтангова),
«Слава» Гусева (1936, Центральный театр Красной Армии),
«Весёлый портняжка» (1935, Центральный кукольный театр),
«Мера за меру» Шекспира (1940, Театр им. Вахтангова),
«Чёртов мост» А. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),
«Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ),
«Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),
«Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Московский театр им. Ленсовета),
«Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),
«Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Театр им. Вахтангова);
Музыка для кино
«Петербургская ночь» (1933),
«Аэроград» (1935),
«Щорс» (1938),
«Антон Иванович сердится» (1941),
«Первоклассница» (1948, совместно с М. П. Зивом),
«Сёстры» (1957),
«Восемнадцатый год» (1958),
«Хмурое утро» (1959)
са