Серге́й Серге́евич Проко́фьев (11 апреля (23 апреля) 1891(18910423) — 5 марта 1953) — русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947)[1], лауреат Сталинской премии (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.
Биография
Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. и как пианист в 1914 г. С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю П. И. Юргенсону в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения. В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе.
В 1927, 1929 и 1932 Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся на Родину вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьей — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.
Преподавал в Московской консерватории.
Через несколько лет Советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была объявлена шпионкой и попала в сталинские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Германии в 1989 году.
О Лине Прокофьевой, первой жене С. С. Прокофьева, написана книга: Валентина Чемберджи. «XX век Лины Прокофьевой». Автор книги дала интервью «Радио Свобода»:
— 15 января был официально оформлен брак Сергея Прокофьева с Мирой Мендельсон, а 10-го февраля появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой.
— Через 10 дней после выхода постановления Лина Прокофьева была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима. Ее отправили в находящийся за полярным кругом поселок Абезь близ Воркуты.
В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
1914 год — доходный дом — 1-я Рота, 4;
1915—1918 — доходный дом — набережная реки Фонтанки, 122;
01. — 02.1927 года — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7.
Конкурс
В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
Сочинения
Оперы
Маддалена (1911; 2-я редакция 1913), Отрывок из оперы Маддалена
Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
Семён Котко (1940, Москва),
Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград),
Война и мир (опера) (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);
Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, там же)
На Днепре (1931, там же),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937)
Александр Невский, кантата (1939)
Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)
Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
«Гадкий утенок» для голоса и фортепиано
Для оркестра
7 симфоний (1917 «Классическая»; 1918; 1928; 1930 (2-я редакция 1947); 1944; 1947; 1952),
Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
симфоническая сказка Петя и волк (1936),
Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки))
Два концерта для скрипки (1917, 1935)
Концерт для виолончели (1938)
Симфония-концерт для виолончели (1952)
Концертино для виолончели с оркестром (1952)
Камерно-инструментальные ансамбли
Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
Соната для скрипки соло
Соната для двух скрипок (1932)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для флейты
Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
«Соната № 1 Фа-минор для фортепиано» — ор.1 (1907—1909)
«4 этюда для фортепиано» — ор.2 (1909)
«4 пьесы для фортепиано» — ор.3 (1907—1908)
«4 пьесы для фортепиано» — ор.4 (1908)
«Концерт № 1 Ре-бемоль мажор для фортепиано с оркестром» — ор.10 (1911—1912)
«Токката Ре-минор» — ор.11 (1912)
«10 пьес для фортепиано» — ор.12 (1906—1913)
«Соната № 2 Ре-минор для фортепиано» — ор.14 (1912)
«Концерт № 2 Соль минор для фортепиано с оркестром» — ор.16 (1912—1913)
«Сарказмы» — ор.17 (1912—1914)
«Мимолётности» — ор.22 (1915—1917)
«Концерт № 3 До-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.26 (1917—1921)
«Соната № 3 Ля-минор для фортепиано» — ор.28 (1907—1917)
«Соната № 4 До-минор для фортепиано» — ор.29 (1908—1917)
«Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)
«4 пьесы для фортепиано» — ор.32 (1918)
«Соната № 5 До-мажор для фортепиано» — ор.38 (1923)
«Дивертисмент» — ор.43b (1938)
«6 транскрипций для фортепиано» — ор.52 (1930—1931)
«Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром» — ор.53(1931)
«2 сонатины для фортепиано» — ор.54 (1931—1932)
«Концерт № 5 Соль-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.55(1931)
«3 пьесы для фортепиано» — ор.59 (1933—1934)
«Музыка для детей» — ор.65 (1935)
«Ромео и Джульетта» - 10 пьес для фортепиано - ор.75 (1937)
«Соната № 6 Ля-мажор для фортепиано» — ор.82 (1939—1940)
«Соната № 7 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.83 (1939—1942)
«Соната № 8 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.84 (1939—1944)
«3 пьесы для фортепиано» — ор.96 (1941—1942)
«Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)
«Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)
«Соната № 9 До мажор для фортепиано» — ор.103 (1939—1944)
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.